Петрова Лилия Рашитовна

Роль игры в семье

 РОЛЬ ИГРЫ В СЕМЬЕ

В жизни и воспитании ребенка особое место занимает игра. Полезная игра воспитывает детей, организует их поведение. Дома у каждого ребенка должен быть уголок, где бы он мог спокойно играть. Совсем не обязательно, чтобы там было много игрушек. Напротив, чрезмерное количество их рассеивает внимание ребенка, снижает интерес. Родители должны не только покупать детям игрушки, но и обязательно играть вместе с ними. К подбору игрушек надо отнестись очень серьезно. Наиболее полезны игрушки, которые ребенок может не только созерцать, но и разнообразно ими действовать, при помощи которых он упражняет свои умения, закрепляет знания, учится соображать и которые своим внешним видом радуют и воспитывают хороший вкус.  Игра в возрасте от трех до семи лет становится ведущей деятельностью в жизни ребенка и приобретает отчетливый сюжетно- ролевой характер.

В это время появляются яркие отличия в игре мальчиков и девочек, и, даже играя вместе, они выполняют уже совершенно разные роли. Куклы, кукольная мебель, посуда, бытовая утварь, наборы маленького парикмахера и доктора - обязательные предметы комнаты девочки. В игре ребенку необходима идентификация, с каким- то из ее персонажей. Игра в дочки-матери, девочка берет на себя роль матери. В этом возрасте появляется интерес к маленьким куколкам, которые становятся детьми куклы- мамы.

В детской мальчика уместны традиционные  машинки, кораблики, самолетики, конструкторы, солдатики, пушечки, танки, пистолеты, ружья. Мальчики во всем мире предпочитают играть именно с машинкой и пистолетом. Но что делать родителям, которые намерены считаться с реальностью (войны, насилие, поражения и победы часть этой реальности), но хотят, чтобы ребенок рос добрым и человечным? Взрослые, включаясь в детские игры, могут направлять их таким образом, чтобы деструктивные действия преобразовывались в безобидные или смешные: вместо взрыва - устроить салют; бороться - не с врагом, а со стихией, штормом, бурей; рисковать и отличаться - не в бою, а в опасном кругосветном путешествии.

   В этот период ребенку нужны не только разнообразные игрушки, но и предметы (мелкие, крупные и очень крупные), которые вместо игрушек могут заменить любые реальные предметы. Они нужны детям и дома, и на прогулке. Эти предметы могут быть в игре всем: от градусника (палочка) и озера (свернутая по кругу веревка) до пассажирского парохода (диван).

    Дети этого возраста много фантазируют. Игра у них происходит как бы в воображаемом плане, а воображение ищет опоры в игрушке, в предмете, который получает в каждой игре свое игровое значение. Такая игра нуждается в постоянной поддержке со стороны взрослых: следует все время "подливать масла в огонь" игры, подавая ребенку новые идеи, повороты игровых событий. Но делать это нужно не навязчиво, не менторски, а дружески- заинтересованно и как бы невзначай.

    Сколько же нужно игрушек ребенку?  Мало. И много, много внимания, терпения, творчества, такта, заботы и любви!!! Ребенку нужно показать, как можно играть с той или иной игрушкой.

     Сколько радости доставляет ребенку даже старая игрушка в руках взрослых.

      Кукла «заговорила» с малышом, мяч ловко прыгает в такт считалочки, матрешки, вставшие в хоровод, «поют» любимую песенку.

       Игрушка обретает новый смысл. Возникает желание играть с ней, ребенок не ломает ее, убирает на место после игры.

       Не следует, конечно, постоянно вмешиваться в игры детей, но направлять их- обязанность родителей. Увидев, что дочка небрежно держит куклу, пожурите ее: «Что же ты свою дочку вниз головой держишь, ей больно. Вот как надо держать».

      В доме новая настольная игра. Объясните ребенку ее правила и поиграйте вместе с ним. Тогда игра станет интересной и ему снова и снова захочется играть в нее. Случается, что отдельные игрушки надоедают малышу. Их полезно убрать на некоторое время, иногда дети вспоминают про них и сами спрашивают родителей, куд

25 января 2023 в 12:53

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.